?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Jul. 11th, 2012

Коллега прислал пациента на консультацию, и мне представилась возможность сделать довольно редкую фотографию – рост базальноклеточного рака на фоне невуса Ядассона.

В принципе, такая фотография и такой случай были бы интересны, наверно, только специалистам, если бы не одно «но».

Невус Ядассона – чаще всего врожденная патология. Доброкачественная, но склонная к озлокачествлению – в 5-30% случаев (а это много) в этих невусах развиваются различные опухоли, в том числе злокачественные. Чаще – базальноклеточная карцинома, которая является не особо опасной, но иногда и более злокачественные варианты.

Присланный на консультацию пациент живет с этим невусом всю жизнь, а узловое образование появилось... около 15 лет назад. Я не буду это комментировать и, тем более, искать причину в ком-либо (к специалистам-дерматологам/онкологам пациент не обращался, а врачи других специальностей с этим видом невусов сталкиваются нечасто, да и и сами пациенты привыкли с ней жить и не показывают эти невусы врачам, когда обращаются к ним по другим поводам), а лучше опишу сам невус.



Photobucket


Этот невус представляет собой порок развития сальных желез, поэтому его еще называют сальным невусом. В двух третях случаев он является врожденным, в одной трети случаев проявляется в раннем детском возрасте. Очень редко этот невус может проявиться в более позднем возрасте, у подростков, но бывает. Иногда встречаются семейные случаи наличия этих невусов.
Возникает из клеток эктодермы (из которой формируюся в числе прочего наши покровные ткани) вследствие неизученных окончательно мутаций, и представляет собой гипертрофированные сальные железы вкупе с другими железами и деформированными волосяными фолликулами. Относится к гамартомам- доброкачественным опухолям, возникающим в результате нарушения эмбрионального развития органов и тканей, состоящим из тех же компонентов, что и орган, где они находится, но отличающимися их неправильным расположением и степенью дифференцировки.

Внешне этот невус представляет собой плоскую бляшку, иногда овальной, иногда ассиметричной формы, с зернистой, бородавчатой поверхностью и с желтоватым оттенком. Размеры могут быть разные – от полусантиметра, до крупных, 10-сантиметровых образований. Располагается чаще на волосистой части головы, но может быть и в других местах. Сам невус не покрыт волосами, и его не очень эстетичый внешний вид обуславливает то, что его обладатели начинают закрывать его волосами и никому не показывать. В том числе и врачам. Что зря.


Сам по себе невус не вызывает никаких неприятных оущений. С возрастом этот невус изменяется – так, в детском возрасте невус обычно представлен равномерной мелкозернистой бляшкой желто-розового, розового, оранжевого цвета, а в подростковом возрасте элементы невуса укрупняются, он становится более неоднородным, иногда иногда с крупными бородавчатыми элементами.





Чаще всего этот невус не вызывает никаких проблем со здоровьем, но, как уже упоминалось выше, в 5-30% случаев в нем могут формироваться различные опухоли, включая злокачественные.

Такое поведение невуса Ядассона является причиной того, что многие специалисты рекомендуют его удалять до наступления подросткового возраста. Однако, это вопрос не однозначный.
Так, исследователями из Детской клиники Майями с 1996 по 2002 год было проанализировано 757 случаев удалений невуса Ядассона у детей до 16 лет, и в этой группе не было зафиксировано случаев базальноклеточного рака, в связи с чем подвергнута сомнению целесообразность операций в детском возрасте. Аналогичное исследование, с меньшим количеством пациентов, было до этого проведено во Франции.

Целесообразность профилактического удаления у взрослых пока остается открытой темой. В любом случае, что детям, что взрослым, с наличием невуса Ядассона показаны периодические профилактически осмотры онколога или дерматолога, чтобы не получилось как у нашего пациента.

Вернемся к нему, однако.
При осмотре на коже головы пациента определяется образование около 7 см, клинически трактуемое как невус Ядассона. На поверхности невуса отмечаются узловые образования с участками пигментации. При дерматоскопии в узловых образованиях определяются древовидные сосуды, на основании совокупности признаков клинический диагноз: базальноклеточный рак, возникший на фоне невуса Ядассона.

Photobucket

Photobucket

Пациенту выполнена биопсия образования, гистологическая верификация:

Photobucket

Прогноз для жизни и здоровья благоприятный. Возможны местные рецидивы базально-клеточного рака, но при адекватном наблюдении онколога, которое теперь, я надеюсь, будет выполняться, больному ничего не угрожает. Невус, естественно, будет удаляться полностью, но это вполне себе легко переживаемая процедура.
promo dr_jamais февраль 19, 2018 10:00 30
Buy for 1 000 tokens
Этот вопрос от пациентов встречается в моей практике довольно часто, и отвечать на него всякий раз непросто, потому что долго, и немного противоречиво. Действительно, с одной стороны, во всех учебниках по онкологии описана классическая аббревиатура ABCDE, где критерий D - diameter - заявлен как…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jul. 11th, 2012 08:50 pm (UTC)
Игорь Евгеньевич,вот я читаю ваши посты и скажу вам надо книги писать)))Спасибо большое вам за вашу работу)))А это впринципе тоже самое что базалиома?
dr_jamais
Jul. 12th, 2012 04:10 am (UTC)
Поздно: Каштанку и Муму уже написали :))
Спасибо!
Да, то же самое.
livejournal
Jul. 13th, 2012 05:00 am (UTC)
Ссылки
Пользователь dok_zlo сослался на вашу запись в «Ссылки» в контексте: [...] 5. Невус Ядассона Тыц [...]
livejournal
Jul. 13th, 2012 09:02 pm (UTC)
Ссылки от dok_zlo
Пользователь gastroscan сослался на вашу запись в «Ссылки от dok_zlo» в контексте: [...] 5. Невус Ядассона Тыц [...]
(Anonymous)
Jul. 20th, 2012 12:39 pm (UTC)
Уважаемый Игорь! Можно ли к Вам записаться на ближайший прием? Дело в том, что после Вашей акции с фотографиями родинок я насильно записала маму ко врачу. В итоге после удаления пигментного пятна на щеке и исследований материала диагноз - меланома. Не понятно зачем, её направили в Балашиху в онкоцентр на повторные исследования материала, результаты будут только 6 августа, а время идет. Новообразование у нее давно, неизвестно, как хорошо ей его удалили, может, чисто косетически только верхние слои. Я ужасно за нее переживаю, ей только 58 лет. Делала узи всего, увеличений лимфоузлов нет, все вроде бы в норме. Подскажите пожалуйста, что предпринять, дальнейшие действия. Я не хочу, чтобы она лечилась в Балашихе - все говорят, там практически морг. Врачи у нас в городе ужасные - все говорили, что это не меланома, один впарил ей крем, сказал, что этим кремом вывеси можно без удаления. Хотелось бы у Вас пройти обследование.

Заранее очень благодарна. Если будет возможность, ответьте на почту wild.child@inbox.ru

Таня.
dr_jamais
Jul. 20th, 2012 02:22 pm (UTC)
Ответил на почту.
alarmante
Feb. 16th, 2014 06:33 am (UTC)
уффф... предупреждённый вооружён. вот это хорошо.
буду бдить за прячущим что-то в волосах окружением )
пасип!
dreamysh
Sep. 29th, 2014 07:36 am (UTC)
Здравствуйте, Игорь!
Совершенно случайно с ужасом опознала у своего ребенка патологию, которая описана в Вашей статье. Мальчику 9,5 лет, такая штука у него с рождения. Еще в роддоме врач сказала мне, что это невус, но я подумала, что это типа родинки, просто дефект кожи и все.
Пока ничего с ним не происходит. Сейчас это просто розовое гладкое пятнышко, из которого не растут волосы. Я правильно понимаю, что сейчас нет необходимости вставать на учет к дерматологу/онкологу, при этом необходимо отслеживать, когда/если появятся изменения на пятнышке?
dr_jamais
Sep. 29th, 2014 08:01 am (UTC)
Ну, опознавать патологию без специального образования и навыков все-таки не стоит. Похожего много, и нечто "почти такое же" не обязательно "то же самое". Имеет смысл показать ребенка детскому онкологу, например в НИИ ДОГ РОНЦ. Либо, если Вы не из Москвы, где-то поближе к дому.
dreamysh
Sep. 29th, 2014 08:22 am (UTC)
Спасибо Вам огромное и за статью, и за рекомендацию!
dr_jamais
Sep. 29th, 2014 09:24 am (UTC)
Не за что.
transmind
May. 27th, 2015 03:10 pm (UTC)
Удивительное дело, показывали такую шутку двум или трём онкологам, так они послали подальше, типа это косметическое, это не к нам :))

В литературе есть упоминания о случаях сопутствующего синдрома, включая эпилепсию и прочие расстройства, но не совсем понятно - это только у детей, или может начаться и с возрастом? сам-то невус разрастается позже.
sirrruf
Jul. 14th, 2017 09:18 am (UTC)
Случайно в ночи попала на ваш пост - у меня на лбу было врожденное образование, в детстве в 90е пытались его удалить (не помню точно, как именно, но вроде бы электроприжиганием).
В дальнейшем по краям снова появились элементы невуса, т.е. до конца не удалили.
Я даже не знала правильного названия и никогда не думала, что это может быть опасно:(
Всё понимаю про необходимость очного осмотра, но попасть к врачу сейчас маловероятно - можно хотя бы для начала фото на http://www.onconet.ru/ выложить?


Edited at 2017-07-14 09:20 am (UTC)
dr_jamais
Jul. 14th, 2017 09:35 am (UTC)
Нет, это невозможно: http://www.onconet.ru/showthread.php?t=221
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel