?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выбираясь из дому, достоверно ощущал себя сегодня немцем под Москвой в декабре 41-го. То есть, единственной мыслью было "О боже, зачем я сюда приперся!". Потом доходило, что я сюда не приперся, а вообще как бы тут живу. От этого рождалось беспокойство. После ждал смирения с погодой, но оно так и не пришло.

Тем временем, позитивчик от коллеги из нашей поликлиники.

Пришли к ней в поликлинику дедка с бабкой. Семидесятилетних. Из серии трогательных. Это когда такие семьи, которые действительно семьи. Что называется "и в горе, и в радости". То есть, ты их видишь все время вдвоем, работаешь, по сути, не с одним пациентом, а с двумя, хоть болен из них де-факто один.
Другие, обычные, эти просто заботливые. Ты супруга (сына, дочь, жену, мужа) видишь один раз - при первой госпитализации. Они типа позаботились, пристроили в хорошее место. Иногда еще могут появиться через полгода-год, что-нибудь потребовать, либо о чем-нибудь спросить, ну, проявляют заботу. Их не видишь, о них не помнишь, работаешь с одним.
Кто как, я предпочитаю первый вариант. Хоть, со спецификой моей деятельности, это и тяжелее на терминальном этапе болезни.

Ну так вот, пришли.
У пожилой женщины - метастазы меланомы кожи, оперированной несколько лет назад. В легкие, печень, яичник. Соответственно, в одном медучреждении по месту жительства предложили химиотерапию без особой перспективы, в другом сказали, что смысла нет и только паллиатив.

Пришли с просьбой что-то сделать. Может, протокол какой, еще хоть что-нибудь. Или химиотерапия получше. У дедка, собственно, была идея продать квартиру и закатать бабку в кибернож.
В тех семьях, что "трогательные" оно примерно так: напоминают лягушек в сметане, двух, рыпаются до последнего. Иногда срабатывает, и сметана под их ногами совместными усилиями таки взбивается в масло.

Ну, в общем, в поликлинике их взяли, стали крутить сначала, как водится, по обследованиям. Дообследовали. В печени оказались гемангиомы, а не метастазы (это доброкачественные образования, встречаются чуть ли не у каждого десятого, лечения не требуют). В легких - аналогично, оказались участки фиброза (тоже лечения не требует). Спунктировали яичник, и там все в порядке - доброкачественная опухоль. Иного ничего не нашли.

В общем, больному от градусника резко полегчало: пришли больными, в результате доосбледования уйдут здоровыми. На сегодняшний день, по крайней мере.

А не пришли бы к нам на дообследование, начали бы пить водку с маслом, либо болиговов, либо мазать голову птичьим пометом, глядишь, было бы чудо исцеления из серии "отправили умирать, ем мадагаскарских гусениц по рецепту доктора N., уже десять лет так живу".

Другая пациентка пару дней назад приходила. С метастазами рака почки в легкие. Лечится года два-три уже. Сначала интерлейкин-2 получала, потом перевели на сунитиниб, потом сорафениб был кратким курсом (сунитиниб у них в онкодиспансере закончился), потом, после прогрессирования пазопаниб. Всё - современные таргетные препараты, достижение, так сказать, ненаших несколковых, маленькие чуда молекулярнонаправленной терапии. По 100-200 тысяч рублей в месяц. Получает при этом всё бесплатно в онкодиспансере по нашим рекомендациям, будучи временно прописанной в подведомственном районе.

По данным обследования - прогрессирование. Собираюсь ее переводить на еще один таргетый препарат, ингибитор mTOR, еще одного внутриклеточного сигнального пути, задействованного в патогенезе опухолевого роста.
Обсуждаю с ней, попутно опрашиваю на предмет сопутствующих всяких патологий, режима питания и принимаемых препаратов на предмет возможных взаимодействий и вероятных проблем в будущем. И тут она мне такая:

- Ну вот, говорит, последнее время с животом неважно... наверно, я все-таки неправильно масло пью.
Я такой:
-Чо?
Она:
- Ну масло. Пью. У меня знакомая так от рака вылечилась.
Я:
- А, - говорю, - с водкой, чтоль? По целителю Шевченке?
Она:
- Ну да, ну да, по этому, по Шевченке. Забыла, - говорит, - фамилию.

И вот я смотрю на нее, и пытаюсь все это осмыслить. Что вот, вроде, адекватый более-менее человек, получает хорошие рекомендации, на современные препараты, и получить которые получить не так-то просто, и не только в России, а она вот получает... и пьет, и все неплохо вроде более-менее, несколько лет уже тянем, и дальше надеемся потянуть. Что я тут такой сижу, значит, пытаюсь выяснить, не пьет ли она грейпфрутовый сок тайком, а его нельзя типа на тирозинкиназных ингибиторах, ибо он, сочок, взаимодействует с ферментом CYP-3A4, микросомальным ферментом печени, участвующим в метаболизме препарата.

И не принимает ли она каких лекарственных препаратов, которые могут повлиять на метаболизм эверолимуса, который я собираюсь ей назначить. И не принимала ли раньше, а то, может, прогрессия на пазопанибе обусловлена не развитием к нему резистентности, а просто тем, что она начала пить что-то по сопутствующей патологии, и это что-то нейтрализует в ней пазопаниб. А она, значит, все это время того - водку маслом запивает. Или масло водкой. И уж что там с чем взаимодействует, водка с пазопанибом, или пазопаниб с маслом, или еще что-нибудь с чем-нибудь, чем она еще догоняется попутно, но скрывает,не ведомо ни богу, ни черту, ни всей мировой научной общественности в целом.

Типа, значит, и вашим и нашим. И достижениями молекулярных биологов полечимся, но и целительную силу помета со сметаной не забудем.

В общем, вскипел у меня мой маленький мозг. Вооот такусенький (с). Не в силах, так сказать, осмыслить.

Такой вот лытдыбр. А погода на улице и впрямь, хрень какая-то. И так теперь, небось до апреля. Или до мая. Наши древние предки поначалу наверно ощущали себя не лучше, чем немцы подМосквой в 41-м. Пришли ж сбюда тоже, небось, летом. Обосновались, укрепились, а тут такое. Бедолаги, и они, и мы. Нельзя жить в таком климате :)
promo dr_jamais february 19, 2018 10:00 30
Buy for 1 000 tokens
Этот вопрос от пациентов встречается в моей практике довольно часто, и отвечать на него всякий раз непросто, потому что долго, и немного противоречиво. Действительно, с одной стороны, во всех учебниках по онкологии описана классическая аббревиатура ABCDE, где критерий D - diameter - заявлен как…

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
dr_divisenko
Nov. 28th, 2013 05:58 am (UTC)
Да, коллега, Вы шикарно описали формирование легенд а-ля "Врачи, суки, умирать отправили, а помётом вылечился!"
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:27 am (UTC)
Дык классика жанра ведь :)
olin_ka
Nov. 28th, 2013 06:16 am (UTC)
Здравствуйте! :-)
Да...такое мракобесие :-( сплошь и рядом. Может глупость скажу, но одной из причин его (помимо человеческой тупости и глупости и необразованности) является и сегодняшнее наше состояние здравоохранения и медицины, люди просто перестали доверять им. Вот и пьют кто во что горазд. o-O

За бабушку с дедушкой порадовалась)) Хорошо, что все хорошо!

А мне врач тоже говорит, приходи с родственниками, мужем...Но я одна в основном, не потому, что они не хотят, просто я не хочу, что помимо меня, они еще уставали ( дорога туда-обратно в Красногорск 5 часов %-)) Лучше я приеду домой - а там теплый ужин и ждут :-)
Но если совсем тоска, тогда, да, прошу со мной поехать.
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:31 am (UTC)
Ну, бывают всякие причины того, почему мы видим родственников у одних, и не видим у других. По частоте встречаемости больше таких, где кто-то кому-то нужен только на словах, поэтому и не появляются. Но бывает всякое, конечно.
(no subject) - froken_bock - Nov. 28th, 2013 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Nov. 29th, 2013 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - prygskok - Dec. 11th, 2013 01:09 am (UTC) - Expand
ohluda
Nov. 28th, 2013 06:36 am (UTC)
Так может, у нее от Шевченко прогресс? А живот болит от ваших таргетных таблеток?)))))))))))))
ohluda
Nov. 28th, 2013 06:42 am (UTC)
Скажите, доктор, а есть какая-нибудь статистика эффективности онколечения в обычных, не столичных городах?
(no subject) - dr_jamais - Nov. 28th, 2013 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - ohluda - Nov. 28th, 2013 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Nov. 28th, 2013 06:48 am (UTC) - Expand
marisha_silaeva
Nov. 28th, 2013 06:59 am (UTC)
Как у Вас интересно :)
Рада за бабушку с дедушкой, что они попали куда надо :)
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 08:55 am (UTC)
У нас интересно, да :)
nastty
Nov. 28th, 2013 08:32 am (UTC)
интересно, а она вняла? или тайком опять пить будет?
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 08:55 am (UTC)
Думаю, будет.
Если колдовство началось, его уже ничем не остановишь.
vitandval
Nov. 28th, 2013 09:38 am (UTC)
Спасибо, что рассказываете!

Поделюсь ссылкой в своем журнале, первый пример не редкий, кое-кому из моих френдов будет полезен - чтобы не сразу опускать руки.

Со второй бабушкой... тут уже вряд ли что исправить, навреняка, будет тайком пить не одно, так другое:(.
dummy_bear
Nov. 28th, 2013 11:05 am (UTC)
Главное - не ругать (а то скрывать начнёт), но активно сочувствовать. Тогда хоть расскажет и корректировать курс можно будет.
_olchik_
Nov. 28th, 2013 10:14 am (UTC)
И ведь не переубедишь же тех, кто куриным пометом исцелиться собирается...
И жалко, и сделать ничего с ними нельзя. Даже если покивают, все равно сделают по-своему.
А за пожилую пару радостно очень :)
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:16 pm (UTC)
Ну так даже умных людей убедить невозможно. Вон, Стива Джобса - и того не убедили...
(no subject) - geranim - Apr. 25th, 2014 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 25th, 2014 04:57 am (UTC) - Expand
eleema
Nov. 28th, 2013 11:21 am (UTC)
Таким добром и приветливостью наполнен Ваш пост!
Пожилой паре искренне хочется пожелать долголетия!
А Вам после Гран-Канарии московская слякоть совсем не в радость).
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:18 pm (UTC)
Однозначно не в радость... Мерзкая погода, приходится ходить в тяжелых непромокаемых ботинках и наматывать на шею шарф, ненавижу :)
kroshka_sha
Nov. 28th, 2013 11:42 am (UTC)
Записки онколога у вас замечательные получаются, жалко что не всегда хэппи-энд:(
Вот я бы никогда не подумала, что водка с маслом могут влиять на химиотерапию. Или пациентам выдается подробный перечень того, что нельзя?
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:41 pm (UTC)
Обычно в устной форме. Но всего, чего нельзя, не перечислишь, так что наиболее важное только можно указать. Поэтому действует одно простое правило - прежде чем начинать принимать что-то на фоне уже назначенного лечения, нужно проконсультироваться по этому поводу со своим лечащим врачом. Это не только химиотерапии касается, любого лечения по любому поводу :)
dok_zlo
Nov. 28th, 2013 12:24 pm (UTC)
просто понос. таблетки не успевают должным образом всосаться.
budda_ottudda
Nov. 28th, 2013 12:24 pm (UTC)
добрый такой, хороший очень ))
меня вот тоже трогаю всегда те, что вдвоём в сметане до последнего бьются и чудом каким-то иногда спасаются.
а товарищи, которые масло с водочкой - ну... я сёння в 5 утра не смогла сдержаться. я почти орала на одного такого. вот до слёз обидно...
как-то так.
а погода скоро устаканится, начнётся сплошная белоснежная искрящаяся красота - и будет нам щастье ))
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:25 pm (UTC)
Бедоснежная красота - это так холодная мокрая белая хрень, что падает с неба и прилипает к носу? :)))
А у тебя там кто чего пил и зачем? :)
(no subject) - budda_ottudda - Nov. 29th, 2013 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Nov. 29th, 2013 05:13 am (UTC) - Expand
madafaker
Nov. 28th, 2013 02:37 pm (UTC)
Если онкобольной хватается за любую надежду, то это можно объяснить. Более печально в данном посте, что ошиблись в двух медучреждениях, видимо, онкологических. И уж не знаю, можно ли считать работающих там людей более-менее адекватными, но той же онкологии, должно быть, у них самих нет. А бабушка с дедушкой опять же понадеялись, вдруг найдётся "химия-протокол получше, ещё хоть что-нибудь", вдруг "можно что-то сделать" и отрадно, что пришли по нужному адресу. В итоге им даже не столько повезло (всё-таки не было от чего вылечиться), а просто всё имеющееся было названо своими именами. Ну и пусть, что пришлось "крутиться", для такого результата вряд ли жалко.
Хуже всего, конечно, когда ошибаются в обратную сторону. Зло считают чем-то безобидным, халатность -- обычным случаем.
dr_jamais
Nov. 28th, 2013 06:34 pm (UTC)
Диагностические ошибки встречаются во всех клиниках, всех стран мира. Недавно лечил пациента с аналогичной историей, но после одной очень рекламируемой частной московской клиники и одной из лучших израильских - такая же история с гипердиагностикой, несуществующими метастазами. Дело не в адекватности, есть определенная погрешность и в "показаниях приборов", и в оценке этих показаний специалистами. Я не буду тут всю кухню раскрывать в комменте, тут слишком долгая тема для разговора об узких специализациях, и что из этого следует, скажу лишь, что неадекватности тут нет, есть недостатки в самой системе, но они объективные.
(no subject) - prygskok - Dec. 11th, 2013 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Dec. 11th, 2013 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - prygskok - Dec. 11th, 2013 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Dec. 11th, 2013 07:33 am (UTC) - Expand
tuchkatuchka
Nov. 29th, 2013 06:54 am (UTC)
Спасибо, прекрасный пост.
dr_jamais
Nov. 29th, 2013 08:55 am (UTC)
Всегда пожалуйста :)
m_melnikova
Nov. 29th, 2013 07:46 am (UTC)
С приездом, доктор! Я периодически смотрю погоду на Канарах, и последний месяц интернет мне говорит, что там примерно 20 градусов. Что это в реальности значит? Можно ли купаться или в это время года там только по берегу гулять?
А мне в начале зимы нра, первые недели две:) После осени как-то беленько, красиво:)
dr_jamais
Nov. 29th, 2013 08:55 am (UTC)
В реальности это значит, что на пляже - жарко, когда нет ветра, температура на солнце повыше, чем измеряемая в тени. Вода в океане прохладная, впрочем, она там круглый год прохладная и примерно одной температуры - 20-23. Когда я там был, была 21. В декабре в прошлом году - аналогично. В общем, все купаются, я в том числе, хотя люблю воду потеплее. В 21 градус заходить прохладно, но сразу привыкаешь.
Вечером, когда солнце заходит, было 20-21 на воздухе, что-нибудь легкое типа флиски уже хочется надеть. В горах прохладно конкретно, там лучше с курткой.

Мне вот после осени хочется сразу весны :)
alcapitan
Nov. 29th, 2013 01:43 pm (UTC)
Это хорек, белки - основной источник пищи. Жаль белку!
dr_jamais
Nov. 29th, 2013 01:56 pm (UTC)
Этот комментарий имеет смысл?
( 43 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel