?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опять о гистологии.

Недавно у меня на приеме была женщина, которая после осмотра себя решила "просто спросить" о родинках своей дочки. По фотографиям. На лице у ребенка, судя по фото в телефоне мамы,  множественные невусы, и мама очень хочет их удалить, потому что девочка растет, и это некрасиво. Лазером, или еще как-нибудь косметически. Долго пытался объяснить, почему не надо делать это косметически, лазером и так далее, но, кажется, так и не убедил. Мало того, встретил явное недовольство по поводу своего нежелания идти навстречу. В конце концов порекомедовал отвести девочку на очную консультацию к очень терпеливому детскому онкологу, во-первых для нормального осмотра, а не диагностики по фото, а во-вторых, в надежде, что отговорит она.

Почему  я так против?

Ну например потому, что на следующий день на работе меня ждал следующий случай. И случаи такие у нас регулярно происходят.


Некий молодой человек, юноша можно сказать, в возрасте 23 лет тоже озадачился красотой своего лица. Обратился к косметологу, где и было удалено пару родинок лазером, красоты ради. Без гистологии. Спустя три года метастазы меланомы в головной мозг, лимфоузлы, мягкие ткани. Сухим медицинским языком всё это теперь выглядит следующим образом:

patient

Пациенту предстоит долгое и трудное лечение. С сомнительными перспективами. Из-за желания сделать лучше и так хорошее, и из-за того, что кто-то внял этому желанию и удалил косметически то, что косметически удаляться не должно.

Напоминаю еще раз, что единственным стандартом удаления пигментных образований кожи на первом этапе является иссечение в пределах здоровых тканей с гистологическим исследованием. Именно для того, чтобы избежать подобного развития ситуаций в тех случаях, когда у пациента клинически нетипичная меланома и дерматолог/косметолог/онколог/врач любой другой специальности на этапе простого первичного осмотра не распознал эту опухоль.

Из ранних записей на эту же тему:

http://dr-jamais.livejournal.com/253022.html

http://dr-jamais.livejournal.com/199409.html


promo dr_jamais february 19, 2018 10:00 30
Buy for 1 000 tokens
Этот вопрос от пациентов встречается в моей практике довольно часто, и отвечать на него всякий раз непросто, потому что долго, и немного противоречиво. Действительно, с одной стороны, во всех учебниках по онкологии описана классическая аббревиатура ABCDE, где критерий D - diameter - заявлен как…

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
pritkiy_kaban
Apr. 10th, 2017 08:58 am (UTC)
Обидное то, что пациенты рискуют исключительно ради косметического эффекта, а он достигается далеко не всегда.

Мы в своё время постояли на ушах: родственница, ни с кем не посоветовавшись, пошла к косметолухам и "убрала" сравнительно крупную (~15мм в диаметре) родинку на животе. Из гистологии следовало, что нанолазерокромсатели захватили не всё. Понятное дело, коллективный freakout, мадемуазель силком тащат к "врачам-убивцам", ГКБ на Стромынке 7, хирурги качают головой и исправляют безобразие.

Так вот после кромсания лазером с соответствующим запасом получился круглый шрам, который а) долго и учительно заживал (не ушит!), б) нарождающиеся ткани, слава жировым запасам, поперли наружу. Результат выглядел как спецэффекты из ужастиков категории Б. Ушитый шрам после повторного иссечения (а он вышел куда длинее чем мог бы быть!) выглядит по сравнению с ним безобидно.
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 09:15 am (UTC)
Да, косметическая ценность лазерного удаления зависит от "ширины" вмешательства и его глубины. Косметологи, зная это, стараются удалить доброкачественное образование кожи с минимальным отступом и минимально в глубину. Когда речь идет о клинически однозначных кератомах, папилломах, это нормально, хотя и при них бывают рецидивы. Когда речь идет о меланоцитарных образованиях, рецидивы невусов после таких удалений - обычное дело. Если так удалили невыявленную клинически меланому кожи, то высока вероятность и местного ее рецидива и развития метастатического процесса.
А если работать лазером "широко и глубоко", то косметический эффект будет хуже, чем при хорошо выполненном иссечении скальпелем.

Edited at 2017-04-10 09:15 am (UTC)
ratty192
Apr. 10th, 2017 09:15 am (UTC)
Спасибо! Ещё раз) Регулярно просвещаю людей, кто порывается удалять лазером - с сылкой на ваши записи. Ну, лучше чуть-чуть запугаю, чем они потом (не дай Бог!) во что-нибудь подобное вляпаются.
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 09:16 am (UTC)
Я тоже просвещаю, но не слушают... У нас регулярно пациенты после лазерного удаления без гистологии бывают.
(no subject) - aestas_nataliia - Apr. 10th, 2017 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 10th, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
alarmante
Apr. 10th, 2017 10:06 am (UTC)
ужасно... просто слов нет.
lafenmi
Apr. 10th, 2017 10:43 am (UTC)
а какие претензии к удалению лазером, если родинку перед этим проверил онколог и дал добро, а после была взята гистология, и в ней всё ок?
orange_isle
Apr. 10th, 2017 02:20 pm (UTC)
гистология чего?.. дымка сожжённых клеток?
(no subject) - lafenmi - Apr. 10th, 2017 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 10th, 2017 05:29 pm (UTC) - Expand
Miu Miu
Apr. 10th, 2017 11:34 am (UTC)
В моем дворе тоже был подобный случай, женщина умерла от рака, который был последствием содранной случайно родинки.
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:32 pm (UTC)
Случайно содранные родинки рак не вызывают.
(no subject) - Maria Agafonova Ryabova - Apr. 10th, 2017 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 10th, 2017 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Maria Agafonova Ryabova - Apr. 10th, 2017 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinskaya_ya - Apr. 10th, 2017 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 10th, 2017 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - Apr. 10th, 2017 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_zhe - Apr. 10th, 2017 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 11th, 2017 06:14 am (UTC) - Expand
inga_cold
Apr. 10th, 2017 11:56 am (UTC)
Здравствуйте! А можно еще раз пояснить, для "особо одаренных"))) У меня очень много родинок. ОЧЕНЬ МНОГО. Все разные, по форме, цвету и размеру, в том числе и на лице. Недавно стала замечать, что родинка на груди иногда стала чесаться, очень редко, но бывает. Решила ее удалить. Правильно ли я понимаю, что удалять ее надо только хирургическим путем, отправив удаленный материал на гистологию? А лазером нельзя, потому что не все иссекается? Так?
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:32 pm (UTC)
Примерно так.
(no subject) - inga_cold - Apr. 11th, 2017 07:32 am (UTC) - Expand
kkkot
Apr. 10th, 2017 12:04 pm (UTC)
И у меня вопрос. У дочери(8лет) две родинки на волосистой части головы. Рыжекоричневые, абсолютно плоские, 4 и 6мм. Сделана дерматоскопия, без подозрительных элементов. Думаю о том, что подрастет. Вдруг волосы красить надумает. Раздумываю об удалении лазером. Стоит ли?
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:33 pm (UTC)
Лазером не стоит.
(no subject) - kkkot - Apr. 11th, 2017 09:58 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:33 pm (UTC)
У меня таких данных нет, за всю мировую науку сказать не возьмусь.
(Deleted comment)
(no subject) - dr_jamais - Apr. 10th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
nikolaeva63e
Apr. 10th, 2017 12:33 pm (UTC)
После первой беременность родинки (3 штуки) на плечах и шее стали немножко выпуклыми. остальные на теле (еще штук 5-6) не изменились. После второй беременности - ощутимо подросли и стали торчать на несколько мм. Это напрягло, да и волосы постоянно цеплялись, одна из родинок травмировалась часто. Года через 2 после родов занесло меня с дочкой к дерматологу, заодно поинтересовалась и родинками. От меня отмахнулись - иди к косметологу и удали их...
Но я же "умная", я же интеренты всякие читаю, там про гистологию пишут, онкологию и прочую "...логию".
Что я сделала? Правильно. Пошла в онкоцентр. Заплатила за прием врача. Попросила осмотреть, сделать анализ и вынести вердикт.
На меня посмотрели как на идиотку.....
- Какой анализ, чего пришла с такой ерундой? Нет там у тебя ничего. Сейчас быстренько лазером удалим и будет красиво.... Нельзя заморозку? Ну ничего, потерпи, пожжет немножко и все.....
Я сломалась, утром опять чуть не сорвала одну из родинок, поэтому согласилась. ну и авторитет доктора (он же врач, он лучше знает, он столько лет учился) сыграл свою роль.....

Было это около 8 лет назад, шрамов и не видно, надеюсь что пронесло и сейчас уже никаких последствий не будет.
Но у дочек есть родинки....
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:35 pm (UTC)
Не все онкологи (равно как и дерматологи, и врачи других специальностей, а также летчики, автослесари, преподаватели, музыканты, артисты, философы, чиновники и даже президенты) одинаково хороши и полезны для здоровья.
(no subject) - aestas_nataliia - Apr. 11th, 2017 08:14 am (UTC) - Expand
lazy_glutton
Apr. 10th, 2017 12:38 pm (UTC)
Можно ли ребенку (12 лет) удалять "родинку" амбулаторно? Знакомый дерматолог - лазерный хирург сказал, что ни в коем случае не возьмется, идите в онкологию. А в детской брльнице в онкологии с такими мелочами не берут, у них и так очередь, и только по направлению с показаниями, и только с госпитализацией. А нам некогда, придется ждать каникул. Через дерматоскоп смотрели, все ок
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:37 pm (UTC)
"Нам некогда" - ключевое слово. Только что на приеме была женщина, которой пять лет было некогда сходить к онкологу с растущей на коже меланомой. Вересаева рекомендую почитать.
Если некогда, обратитесь в частную клинику, где принимает детский онколог и где выполняется удаление пигментных образований кожи хирургически, с гистологическим исследованием.
(no subject) - lazy_glutton - Apr. 11th, 2017 12:30 am (UTC) - Expand
svinskaya_ya
Apr. 10th, 2017 02:57 pm (UTC)
Я тоже за дочку переживаю. На голове под волосами с рождения типа шрама (но не шрам, оно уже в момент рождения было розово и гладко), который то начинает чесаться (прям до крови расцарапывает), то краснеет. Водила ее в институт дерматологии - говорят шрам и не парьтесь. А я тут очень похожую штуку в одной из ваших записей видела. Теперь вот думаю, удалить превентивно, или ничего страшного и сама решит, когда вырастет...

Edited at 2017-04-10 02:58 pm (UTC)
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:38 pm (UTC)
То, что по фото "похоже" совершенно не обязательно то же самое. Но в России лучше показать ребенка онкологу с каким-то подозрительным образований кожи, а не дерматологу. В НИИДОГ, например.
(no subject) - svinskaya_ya - Apr. 10th, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
garteb
Apr. 10th, 2017 03:14 pm (UTC)
Спасибо, доктор, за Ваш "ликбез".

У жены была выявлена меланома.
Совершенно случайно - пришла убрать с лица "бородавочки".
При осмотре дерматолог обнаружила подозрительную "родинку" на предплечье.
Вырезали скальпелем. Гистология - меланома.
Слава Богу - на самой ранней стадии, 0,3мм.
Полтора года прошло - пока все нормально.ттт.

Если бы Вы нашли время почаще "появляться" здесь со своими хотя бы очень короткими постами - глядишь спасли бы несколько жизней...
Спасибо Вам.
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:39 pm (UTC)
Я появляюсь здесь настолько часто, насколько позволяет мне моя загруженность.
0,3 мм - очень хороший результат, Более, чем с 90%-й вероятностью и дальше все будет хорошо.
h2so4andkcn
Apr. 10th, 2017 03:26 pm (UTC)
И вот надо же мне было это прочитать! На щеке в конце декабря родинку крупную, выпуклую *сбрил* врач скальпелем (чтоб шрама не было), но счесал, видимо, не полностью - одно зернышко пигмента было видимым сразу после снятия корочки. А теперь этих зернышек уже три - стало быть, родинка возрождается, растет. Доктор (на этот раз терапевт, не дерматолог) сказал, что она не опасная (светло-коричневая. Удаленная тоже черной не была, к слову), но мне ж теперь ни сна, ни покоя не будет. Кошмар!
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:41 pm (UTC)
Покажитесь онкологу, возможно, имеет смысл выполнить нормальное удаление и спать спокойно.
(no subject) - h2so4andkcn - Apr. 10th, 2017 11:38 pm (UTC) - Expand
chuk_and_gek
Apr. 10th, 2017 04:47 pm (UTC)

Вообще любые? Даже дерматофибромы и бородавки? Я серьезно спрашиваю.

dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:40 pm (UTC)
Нет, не любые. Образования меланоцитарного происхождения.
(no subject) - chuk_and_gek - Apr. 10th, 2017 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_jamais - Apr. 11th, 2017 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - chuk_and_gek - Apr. 11th, 2017 07:00 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dr_jamais
Apr. 10th, 2017 05:42 pm (UTC)
"Профессор сказал удалять". Вообще, в пределах одного медицинского учреждения мнение консультирующего профессора прерогативней мнения кого-то в операционной. Имеет смысл вернуться в Филатовскую. Как альтернатива - РДКБ, НИИДОГ.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 76 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel